Каждый год в учебное заведение поступает все больше студентов, которые нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Практика показывает, что многим студентам очень важно разобраться с теми вопросами и проблемами, которые ставит перед ними не только процесс обучения в техникуме, но и жизнь с ее перспектива, межличностными отношениями, эмоциональными состояниями, ценностями, мировоззрением и прочее. Необходимо дать родителям возможность обращаться за консультацией в психологическую службу и пытаться разобраться в сложившихся ситуациях и помочь своим детям. Педагоги имеют возможность не только получить рекомендации в отношении того или иного студента, но и обратную связь в отношении своего преподавательского мастерства.
Работа психологической службы Лебедянского техникума промышленных, информационных технологий и управления будет проводиться по следующим направлениям:
-Психодиагностическая и исследовательская работа;
-Развивающая и психокоррекционная работа;
-Консультативная работа;
-Психопрофилактическая работа;
-Психопросветительская работа;
-Методическая работа;
-Повышение уровня квалификации.
Основными целями психологической службы Лебедянского техникума промышленных, информационных технологий и управления в этом учебном году являются:
-содействие психическому здоровью участников учебно-воспитательного процесса;
-содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе среднего специального учебного заведения;
-оказание комплексной психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.
Задачи психологической службы:
-психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
-психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;
-формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, самообразованию;
-обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
-участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений, отклонений в поведении студентов;
-психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;
-повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.
В условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки педагог-психолог образовательного учреждения оказывает услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей преимущественно в дистанционной форме по видео-конференц связи (skype. whatsapp. viber) или по телефону.
Советы и рекомендации психологов для учеников и родителей на время дистанционного обучения
— Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса (по мотивам рекомендации Роберта Лихи, одного из ведущих в мире специалистов по тревожным состояниям) Памятка 1
— Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога Памятка 2
— Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома Памятка 3
— Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса Памятка 4
— Советы подростку снижение стресса, контроль тревоги, сохранение продуктивности в текущих делах Памятка 5
Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей
8-800-2000-122
работает во всех регионах Российской Федерации
Подробная информация на сайте telefon-doveria.ru
Перечень органов и учреждений, входящих в систему профилактики.
В ст. 4 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определён перечень органов и учреждений, входящих в систему профилактики. Это комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодёжи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел и др. ведомства.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основные понятия:
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный- несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств,психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Организация работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации
Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа:
несовершеннолетних:
- безнадзорных или беспризорных,
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством,
- содержащихся в социальных, специальных и других учреждениях,
- употребляющих наркотические средства, психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества,
- совершивших правонарушение, повлекших применение мер административного взыскания,
- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность,
- освобождённых от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, либо с применением принудительных мер воспитательного воздействия,
- совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством,
- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу,
- условно-досрочно освобождённых от отбывания наказания, освобождённых от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием,
- получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора,
- освобождённых из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого
типа, если они допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации,
- осуждённых за совершение преступления небольшой и средней тяжести и освобождённых судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия,
- осуждённых условно к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа при необходимости проводится с иными лицами: несовершеннолетними, родителями - для предупреждения правонарушений либо оказания им социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа системы профилактики.
Основаниями проведения индивидуально-профилактической работы являются: заявления несовершеннолетнего либо его родителей; приговор, определение или постановление суда; постановление КДН и ЗП, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; документы, послужившие основанием для помещения несовершеннолетнего в учреждения системы профилактики; заключение, утверждённое руководителем органа системы профилактики; по результатам проведённой проверки жалоб, заявлений, обращений или сообщений.
Сроки проведения индивидуальной профилактической работы: до устранения причин и условий, способствовавших правонарушениям, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста; оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.
Информация об индивидуально-профилактической работе подлежит хранению и использованию, обеспечивающую её конфиденциальность.
СТАДИИ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ.
1. Выявление. Сообщение. Учёт.
В выявлении несовершеннолетних и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации,
принимают участие все субъекты системы профилактики.
Способы получения информации:
- сообщения граждан;
- сообщения должностных лиц органов и учреждений;
- в ходе проведения рейдов;
- заявления родственников, соседей.
Работа по созданию системы раннего выявления всех форм семейного неблагополучия является важным аспектом деятельности субъектов профилактики.
Сообщение, как правило, не содержит подробных сведений о семье и ребёнке и имеющейся проблеме, в связи с этим на стадии учёта семьи идёт сбор информации и документов.
Сбор информации состоит из:
- обследования жилищно-бытовых условий;
- беседы с ребёнком, его родителями, родственниками и другими лицами;
- получение обзорных справок на семью и ребёнка от субъектов системы профилактики.
Сбор документов состоит из получения:
- копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положение;
- документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании ребёнка;
- обзорных справок, объяснений, актов жилищно-бытовых условий;
- справок об учётах в ПНД, наркологическом, туберкулёзном и иных диспансерах;
- медицинских документов (о состоянии здоровья членов семьи, справки о наличии групп инвалидности и т.д.);
- иных документов.
По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребёнка намечается комплекс мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего и организации индивидуально-профилактической работы.
2. Индивидуально-профилактическая работа (ИПР).
Индивидуальную профилактическую работу (ИПР) с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации осуществляют посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов услуг.
ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребёнка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройства.
Мероприятия индивидуально – профилактической работы:
- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребёнка, переориентация, направление в центры психолого-педагогической помощи и т.д.);
- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.д.);
- по защите права на образование, отдых, труд (устройство в школу, направление в лагерь, организация досуга, временная занятость и т.д.);
- по защите жилищных прав;
- по защите имущественных прав;
- по защите неимущественных прав (право на имя, на воспитание обоими родителями, на общение с другими родственниками, на учёт мнения ребёнка, на защиту от злоупотребления со стороны законных представителей и иных лиц и т.д.);
- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.).
Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию несовершеннолетних и недопущение совершения ими правонарушений.
Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетних, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних и в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Постреабилитация - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию несовершеннолетних, ранее состоявших на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних и в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Организация досуга несовершеннолетних:
- организация работы бесплатных кружков и секций;
- организация совместно с правоохранительными органами воспитательной и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учёте в ПДН;
- организация мест свободного общения для подростков и молодёжи;
- проведение культурно-массовой работы через организацию вечеров отдыха, лекций, концертов, дискотек, смотров, передвижных выставок, кинолекториев;
- проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, организация походов, спартакиад, соревнований по различным видам спорта;
- реализация мероприятий, способствующих профориентации и обеспечивающих трудовую занятость несовершеннолетних;
- реализация программ различной направленности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Устройство и дальнейшая поддержка.
Оказание различных видов помощи по устройству детей, оставшихся без попечения родителей (установление опеки или попечительства, передача на воспитание в приёмную семью, усыновление, устройство в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), и временному устройству в приюты, социально-реабилитационные центры для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, педиатрические отделения больниц.
В соответствии со ст. 9 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999 г. необходимо информировать:
Прокуратуру - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних (приложение № 1);
КДН и ЗП – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Опеку и попечительство – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
Органы социальной защиты – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семьях, находящихся в социально опасном положении;
ОВД – о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших преступление или антиобщественные действия;
Органы здравоохранения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, психотропных и токсических веществ;
Органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
Органы по делам молодёжи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
Органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: занимают важное место в системе раннего выявления семейного и детского неблагополучия.
Незамедлительно информируют ОВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений.
Опеку и попечительство – о детях, оставшихся без попечения родителей.
Органы социальной защиты - о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке.
Органы здравоохранения - о детях, нуждающихся в лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических, токсических средств или психотропных веществ.
Органы по делам молодёжи – об организации досуга и отдыха.
КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.
Информация пишется на бланке учебного учреждения, на имя начальника субъекта профилактики, подпись директора школы, обязательно печать, зарегистрировать исходящий номер.
Проводят совместные рейды с ОВД, принимают участие в мероприятиях ОВД, организуют систематические сверки учётов ПДН и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле. Информируют ОВД о фактах получения травм в специальных учреждениях, самовольных уходах воспитанников детских домов и школ-интернатов.
Выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования.
После выявления, оказания неотложной помощи и информирования субъектов системы профилактики необходимо:
- Поставить на учёт несовершеннолетнего или семью, оказавшуюся в социально опасном положении для проведения ИПР, с заведением учётной документации для сбора информации.
- Выявить причины и условия, способствующие безнадзорности, совершению правонарушений, нахождению в социально опасном положении.
- Составить план проведения ИПР, с включением субъектов, которые могут оказать помощь в адаптации, реабилитации объекта с указанием конкретных сроков, ответственных за исполнение, согласовав его с исполнителями.
- Проводить совместную работу с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.
- После проведения комплекса мероприятий по устранению причин и условий, оказанию различных видов помощи составляется отчёт.
ПОРЯДОК ИНФОРМИРОВАНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ИПР В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Муниципальные отделы и органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведут сбор информации от подведомственных учреждений о выявленных несовершеннолетних и о фактах информирования субъектов системы профилактики о выявленных несовершеннолетних. Полученную информацию передают в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
КДН и ЗП фиксирует факты направления несовершеннолетних в органы и учреждения системы профилактики.
КДН и ЗП координирует деятельность по ИПР.
Как помочь себе справится с сезонной хандрой?
Осенняя хандра — вполне естественное сезонное состояние: как и природа, мы замедляемся, постепенно привыкая к короткому дню, холодам и недостатку солнца. Но в то же время мы не можем, как деревья, сбросить листочки или впасть в спячку до весны как медведи. Нам важно сохранять активность и работоспособность!
Психологи подготовили для вас рецепты, как поддержать себя в период осенней перестройки и справиться с унынием.
- Заботьтесь о своем теле, согревайте его. Апатия и хандра осенью связаны с тем, что тело адаптируется к низким температурам. Отсюда желание залезть под одеяло и не вылезать до лучших времен. Но есть альтернативные способы согреться.
- Пейте теплые напитки. Различные травяные чаи, напиток из имбиря и лимона с медом и корицей, теплые ягодные морсы не только согреют тело, но и укрепят иммунитет.
- Одевайтесь по погоде. Мягкие свитера, шапки, шарфы, вязаные носки добавят уюта и тепла в вашу жизнь. Особое ощущение подарят вещи, связанные своими руками или руками близких. Осень — время для теплых и уютных подарков.
- Практикуйте горячие водные процедуры. Горячий душ, теплая ванна, а в идеале сауна или баня помогут вам согреться, снять физическое напряжение, расслабиться эмоционально.
- Занимайтесь спортом и другими видами физической активности.
Даже десятиминутная утренняя зарядка поможет вашему телу согреться и зарядиться энергией. Лень и апатия, конечно, будут против таких резких движений, но желание «быть в тонусе» и любимая музыка помогут втянуться.
- Добавьте яркости в повседневность. Осень в какой-то момент превращает мир в монохром: пасмурная погода, серое небо, люди в темной одежде. Для нас это — стресс, потому что мозг испытывает так называемое сенсорное голодание: мало красок, монотонность в цветах и ощущениях. Чтобы поддержать себя, используйте следующие приемы.
- Одевайтесь в яркие вещи. Серый и черный — практичные цвета для осенней одежды, но старайтесь использовать их по минимуму. К темной обуви и куртке можно добавить яркие аксессуары: шапки, шарфы, рюкзаки, перчатки. Разнообразие цветов обязательно поднимет вам настроение.
- Ароматерапия. Если вы любите использовать парфюм, то замените холодные, свежие ароматы на более теплые и пряные: они больше подходят для осенней погоды. Дома используйте аромалампы и благовония, наслаждайтесь ароматами горячих напитков.
- Займитесь творчеством. Это может быть компьютерный дизайн, живопись, видеомонтаж, запись треков, декупаж, коллажи, новые кулинарные открытия, которые оценят ваши родители, братья и сестры. Старайтесь использовать в своих работах больше теплых оттенков: красного, желтого, оранжевого, цвета молодой травы.
Это — не надоевшие советы из девчачьих журналов, а действенные приемы, которые одинаково работают как для девочек, так и для мальчиков. То, что мы видим вокруг себя, имеет большое значение для нашей психики. То, насколько вокруг нас красиво, тепло, уютно, безопасно, определяет наше эмоциональное состояние. Когда естественное тепло и яркие краски уходят, вы можете привнести их в свою жизнь сами, и тем самым поддержать себя.
- Найдите новое увлечение или запустите личный проект. Когда энергии мало, лучший способ восполнить ее — начать новое дело. Таким образом, фокус внимания со скуки и грусти переключится на решение новых задач. Будет здорово, если новый проект реализует одну из актуальных потребностей и желаний. Вы начнете двигаться к своей цели, и на хандру просто не останется времени.
- Создайте настроение от общения с близкими. Если вы пока не готовы к активным действиям и проектам, попробуйте начать с развлечений и приятного времяпрепровождения всей семьей. Начните новую и интересную традицию – тематические вечеринки, кулинарные поединки, вечер с настольными играми или киноклуб. Это наверняка избавит вас от осенней хандры.
«Отцовство – твой главный жизненный проект»
Социальный ролик (буллинг)
РЕКЛАМА "ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Ролик, посвященный профилактике экстремизма
16+ Соц. реклама "Интервью с собой": мне 16 лет и я принял решение уйти из жизни!
Уголовная ответственность за преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков